<...>
Пока все противники сериала не заметили главного. А главное, по словам исполнителя главной роли Сергея Безрукова, заключается в том, что «Есенин был светлым человеком». Однако руководство Первого канала поставило для создателей "Есенина" жесткие рамки: фильм должен быть эпатажным. Безруковы пошли на это ради того, чтобы их произведение увидело свет. Стоило ли делать это?
— Нам хотелось развеять уже существующий шаблонный образ поэта-скандалиста — этот миф, который навязывали в советских школах. Что, дескать, Сергей Александрович — упаднический кабацкий поэт, алкоголик, праздный гуляка и хулиган. Для меня такое определение кощунственно и противно.
— Но ведь в первых сериях вы показываете, как Есенин пьет водку, дерется с Пастернаком до первой крови, кутит, меняет женщин. Странное развеивание мифа, согласитесь.
— Не соглашусь. Да, скандалы в жизни Есенина были. И мы не собирались его причесывать до состояния розового героя и сладкой патоки. Но все есенинские скандалы — не что иное, как яркая форма протеста против режима, умерщвляющего личность, уничтожающего русскую культуру. Да и не это главное в нашем сериале. Хочется, чтобы зрители открыли для себя нового Есенина — доброго, светлого, бесконечно любящего свою родину. Жаль, если многие этого не поймут, а будут смотреть на все с точки зрения городского обывателя: просто драки, просто дебоширство... Ведь не понимают многие, что протестовал он через эти скандалы. Нам хотелось, чтобы зрители почувствовали именно это.<...>
Анаталий Прокопенко, историк-архивист, консультант фильма:
<...>
• Мы внушали Сергею Безрукову, что жизнь поэта следует рассматривать не через затасканные штампы гуляки-гармониста, а через его уникальную духовность. Тогда легенды о пьянстве Есенина предстанут в ином ракурсе. Он не был беспробудным пьяницей. Он пил не больше, а может быть, и меньше, чем те, с кем сидел за одним столом, не больше чем те литераторы, которые после его смерти стали бессовестно кричать на всех углах о вечно непросыхающем рязанском самородке. Вот что стремились мы со Светланой Петровной донести до С. Безрукова и находили в том взаимопонимание.
• Но С. Безруков в определенной степени вынужден был уступить продюсерам, поступиться в той или иной степени исторической правдой ради сомнительной эпатажности. И эта уступка сделана актером сознательно, с пониманием того, что на него обрушится общественное негодование. Но в противном случае сериал мог и не состояться. Следует понять, что не так уж и легко в наше рыночное время даже популярному актеру отстоять собственное серьезное видение образа Есенина. Сериал ведь исключительная собственность Первого канала ЦТ, и его цель в том, чтобы насытить повествование как можно больше тем, что обозначается ныне модным понятием "экшн".